Работаем: С 9.00 ДО 22.00

Применение ремней безопасности. Стоит ли пристегиваться?

Применение ремней безопасности. Стоит ли пристегиваться?

0 комментариев 1229 просмотров

Ремни относятся к пассивным системам безопасности и устанавливаются на всех моделях автомобилей. Использование этих средств позволяет заметно снизить уровень травматизма и смертности во время аварии, и даже защитить от ударов при резком столкновении. Потому, когда водитель или пассажир считает, что по какой-то причине может обойтись без использования ремня безопасности, он поступает неправильно. Ведь даже подушки не приносят заметного эффекта, если человек не пристёгнут – а иногда могут стать причиной более серьёзных травм. Для того, чтобы убедиться в необходимости всегда использовать ремни безопасности, стоит познакомиться с их видами, принципом действия и распространёнными мифами.


Можно ли обойтись без ремня?

Пристёгнутый ремнями безопасности водитель или пассажир сможет избежать проблем практически в любой аварийной ситуации. В том числе, при лобовом столкновении, даже если оно произошло на невысокой скорости. Не пристёгнутый человек в этом случае может получить заметные повреждения – и даже умереть. На больших скоростях вероятность летального исхода увеличивается. Но, если не пренебрегать рекомендованными правилами мерами безопасности, можно снизить влияние удара.

По статистике, с риском получить серьёзные повреждения и даже вылететь в лобовое стекло при столкновении в первую очередь сталкивается не только водитель, но и пассажир переднего сиденья. То же самое касается людей на втором или третьем ряду кресел автомобиля, которые при аварии тоже получают травмы. Но уровень травматизма заметно снижается, если в экстренной ситуации пассажиры были пристёгнуты. Отсюда можно сделать вывод – обойтись без ремней безопасности нельзя.

Принцип работы ремня безопасности

Для того, чтобы лучше понять, как именно спасает человека в машине ремень безопасности, стоит познакомиться с принципом работы этого средства. В качестве примера можно рассмотреть популярный вариант с 3 точками:

  1. Когда человек садится в машину, он плавно вытягивает ленту ремня, пока длина не будет достаточной для установки и фиксации язычка в замке.
  2. Инерционная катушка автоматически сматывая часть длины, оставляя достаточно для свободного передвижения человека.
  3. При столкновении автомобиля с другим транспортным средством или препятствием, в работу включаются преднатяжители.
  4. Лямка натягивается – после чего, благодаря наличию торсиона, её длина увеличивается.
  5. Кинетическая энергия пассажира гасится, а усилие торможения распределяется по большей поверхности тела.


В конструкции ремней безопасности может и не быть преднатяжителей. В этом случае их роль выполняет сама катушка. При резком ускорении тела она блокируется, приводя сначала к натяжению, а затем и к увеличению длины лямки на уровень, которого будет достаточно для гашения энергии.

Виды ремней безопасности

В автомобилях применяются разные виды ремней безопасности. И, хотя самыми популярными являются трёхточечные модели, можно встретить и другие варианты – с 2, 4, 5 и 6 точками крепления. При использовании имеет значение не только эффективность защиты человека, но и удобство использования. Поэтому максимальное количество точек не всегда является лучшим вариантом.

Двухточечные модели

Вариант, который первым стал использоваться на автомобилях. Однако он же считается и самым неэффективным, потому не применяется на современных транспортных средствах. Машины комплектовались 2 вариантами таких ремней безопасности – поясными и грудными. Первые проходят поперечно сиденью в поясной зоне, одна из точек находится возле порога или в нижней части боковой стойки, вторая – между креслами. Но в этом случае верхняя часть тела сильно подаётся вперёд, что может привести к удару тела о руль или переднюю панель.

Второй вариант ремня с 2 точками предполагает крепление первой точки на боковой стойке, вторая так и расположена – между сиденьями. Лямка проходит по грудной клетки по диагонали. Верхняя часть туловища надёжно удерживалась таким ремнём. Но из-за отсутствия нижней фиксации тело могло пройти под лямкой, поэтому риск удара всё равно оставался.

Трехточечные ремни

Трёхточечные ремни – оптимальный вариант, удобный и достаточно безопасный. Отличаются хорошей фиксацией и удобством использования. Лямка крепится в 3 точках, две из которых расположены в верхней и нижней части боковой стойки. Там же находятся конец ремня и катушка. Третья точка – между креслами. Язычок для фиксации подвижный, перемещающийся вдоль ремня.


Когда лямка протягивается и фиксируется в замке, одна её часть расположена по диагонали грудной клетки, вторая – по поясничной зоне. Получается, что трёхточечный ремень совмещает особенности обоих вариантов двухточечных. При ударе удерживается и верхняя, и нижняя часть тела. А для укладки достаточно зафиксировать ремень только в точке, где расположен замок.

Ремни с 4 точками

Варианты с 4 точками чаще всего применяются не на обычных автомобилях, а на спортивных. Несмотря на их сравнительно высокий уровень безопасности, четырёхточечные ремни не пользуются популярностью из-за сложного применения. Перед посадкой пассажир или водитель должен накинуть на плечи вертикальные элементы ремня, напоминающие лямки рюкзака, а потом протянуть и зафиксировать поясничную часть.

Применяются 2 типа четырёхточечных ремней. Первый – с 2 вертикальными лямками, крепление которых неразъёмное, и с одной разъединяющейся в области пояса. Ремень крепится не к кузову, а к креслу. Второй вид – с вертикальными и не статичными лямками. На их концах расположены фиксаторы (язычки), установленные на дополнительный замок на поясничном ремне.

Пяти- и шеститочечные варианты

Ремни с 5 точками тоже применяются только на спортивных автомобилях. Хотя один из вариантов такого средства безопасности можно назвать детское кресло. Ремень представляет собой модификацию 4-точечного варианта, но с дополнительной лямкой, протянутой снизу сиденья и укладываемой между ног. Пять точек позволяют надёжнее удерживать тело и эффективнее распределять нагрузку. Шеститочечные модели отличаются тем, что снизу идут два ремня вместо одного.

Вероятность получения травм при использовании вариантов с 5 или 6 точками – минимальная. Но применять их неудобно. Человек сначала протягивает поясничную лямку, потом фиксирует вертикальные элементы, и, наконец, закрепляет нижние. Времени на то, чтобы пристегнуться, уходит намного больше, потому такие типы ремней на серийные автомобили не устанавливают.

Почему нужно пристегиваться в машинах с подушками безопасности

При наличии у автомобиля достаточного количества (не меньше 6) подушек безопасности, водитель или пассажир могут подумать, что этого хватит для защиты при аварии. Поэтому они отводят ремень за спину, чтобы не было слышно предупреждающего сигнала. Из-за этого автомобильная электроника считает, что ремень пристёгнут. И при аварии все подушки безопасности раскроются.


Даже при движении на небольшой скорости тело двинется вперёд, на руль. Одновременно откроется подушка безопасности – прямо в лицо водителю. Результатом столкновения в лучшем случае станет травма лица, в худшем – сотрясение мозга и даже перелом позвоночника. Похожие последствия аварии будут и у пассажира переднего сиденья, если это место тоже оборудовано подушкой безопасности.

Несколько распространённых мифов о ремнях безопасности

Чаще всего водители и пассажиры отказываются пристёгиваться в автомобиле из-за таких мифов и предрассудков, которые касаются ремней безопасности:

  1. Если скорость небольшая, ремни не нужны. На самом деле большинство аварий происходит на скорости около 65 км/ч. Сила удара в этом случае сравнима с падением человека с высоты 14–15 метров. Но, даже на скорости 30–40 км/ч есть риск получения при столкновении серьёзных травм – особенно, если направление удара не прямое, а под углом.
  2. Без ремня проще выбраться из горящей машины. Хотя автомобили редко загораются при столкновении. Тогда как выбраться из-за руля мешает не ремень, который можно отстегнуть всего одним нажатием, а деформация кузова.
  3. При поездке на небольшое расстояние можно обойтись без ремня. Однако именно рядом с домом, на расстоянии всего 40 км, происходит до 75% всех аварий.
  4. Во время ДТП желательно, чтобы человек остался не пристёгнутым и вылетел через лобовое стекло. На самом шансы попасть наружу таким способом в несколько раз ниже, чем получить серьёзные и даже несовместимые с жизни травмы от ударов о руль и переднюю панель.
  5. Заменой ремню безопасности могут стать подушки. Это – тоже миф. При столкновении подушка безопасности двигается к лицу человека с огромной скоростью, и может привести к серьёзным травмам. В том числе – к сломанной шее.

Мифом, в который по-прежнему продолжают верить некоторые автомобилисты и пассажиры, является и возможность отказаться от ремней на заднем сиденье. Однако не пристёгнутый человек на втором или третьем ряду при аварии получает повреждения в 3–4 раза чаще, чем если бы был пристёгнут.

Факты и статистика

Чтобы ещё раз убедиться в необходимости применения ремней, стоит познакомиться со статистикой. Она подтверждает – если ехать в автомобиле пристёгнутым, риск получения травм намного ниже:

  • для водителя и пассажира переднего сиденья шанс получить серьёзные повреждения меньше на 75–80%, лёгкую травму – на 50–60%;
  • при лобовом столкновении риск гибели для первого ряда кресел при использовании ремня меньше примерно вдвое, для заднего кресла – на 25%;
  • для бокового столкновения шанс обойтись без последствий выше на 40%.

Если скорость высокая, больше 80 км/ч, эффективность гашения кинетической энергии снижается. Но даже в таких ситуациях вероятность остаться в живых или не получить серьёзных повреждений при прямом столкновении у пристёгнутого человека на 40–50% выше.

Когда ремень не нужен

Отказываться от использования ремня нельзя, независимо от скорости, расстояния, типа кузова и расположения человека внутри салона. Единственное исключение – переправа через лёд, хрупкие и понтонные сооружения. В этом случае важными могут оказаться даже несколько секунд, потраченные на то, чтобы отстегнуть ремень. А риск аварии практически отсутствует – водитель и другие участники дорожного движения очень аккуратно пересекают такие препятствия.

Если вы только планируете пойти на курсы вождения в Москве, предлагаем Вам записаться в один из филиалов:

Задавайте свои вопросы или делитесь опытом в комментариях:

Новое в блоге